Школьник упал в обморок

Школьник упал в обморок thumbnail

Школьник упал в обморокСлово — старшему педиатру оперативного отдела Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А. С. Пучкова г. Москвы, врачу высшей категории Ларисе Аникеевой. 

Типичные случаи

Рассмотрим наиболее типичные ситуации, вызывающие обморок….Раннее зимнее утро, за окном темнота, хочется спать. Но мама не отстаёт: «Вставай скорее, в школу опоздаешь». «Ну дай поспать еще чуть-чуть». Когда до выхода остается 5 минут, сын вскакивает как ошпаренный, кое-как одевается и, застёгиваясь на ходу, бежит к автобусу. Какая уж тут зарядка, какой там горячий завтрак?! Глаза протёр и побежал. В автобусе (в метро) душно, все места заняты, приходится стоять. И подкатывает вдруг тошнота, слабость, перед глазами плывут тёмные круги, ноги становятся ватными — и ребёнок падает без сознания.

…Другой пример. После уроков дети собрались на репетицию торжественного построения, посвящённого какому-то празднику. Мероприятие затянулось, так как не все выучили свои слова, не запомнили очерёдность, кто за кем говорит, репетицию приходилось несколько раз начинать сначала. В своём стремлении к совершенству учительница не заметила, что худенькая девочка во втором ряду резко побледнела. А ещё через минуту она потеряла сознание и упала.

…Ещё один типичный случай. Дети из подмосковного городка приехали в столицу на экскурсию. Встали рано, не завтракали (кому хочется есть в 6 часов утра?), два часа тряслись в автобусе и знакомство с Москвой начали с посещения музея. Путешествуя по залам и слушая рассказы гида, одна девочка вдруг почувствовала головокружение, слабость, картины поплыли перед глазами, и она отключилась.

Механизм прост

Все эти случаи объединяют схожие обстоятельства:

  • обморок случился на голодный желудок;
  • ребёнок в преддверии обморока долго стоял;
  • в замкнутом пространстве ощущался недостаток свежего воздуха;
  • потеря сознания произошла в первой половине дня.

Причина развития обморока проста: кровь согласно закону всемирного тяготения перемещается в нижнюю часть тела, а если сосудодвигательный центр плохо контролирует тонус сосудов, возврат крови к сердцу снижается, следовательно, её меньше поступает в сосуды головного мозга. А если ребёнок давно не ел, в крови мало питательных веществ и кислорода, значит, мозговая ткань испытывает голод, давая знать об этом обмороком.

У девочек-подростков отягощающим фактором является менструация (дополнительная потеря крови). Ребёнок, пролежавший несколько дней в постели (например, при гриппе), может упасть в обморок, впервые приняв вертикальное положение.

Школьник упал в обморок

Алгоритм действий

Первая помощь при обмороке:

  • уложите ребёнка на скамейку, диван, сдвинутые стулья, на пол так, чтобы ноги оказались выше головы. Это увеличит приток крови к мозгу;
  • расстегните тугой ворот, ослабьте пояс, ремень;
  • откройте окно, форточку, чтобы усилить приток свежего воздуха;
  • поднесите к носу упавшего в обморок ватку, смоченную нашатырным спиртом;
  • брызните на его лицо холодной водой;
  • когда он придёт в себя, напоите его горячим сладким чаем.

Многие подростки с вегетативно-сосудистой дистонией склонны к обморочным состояниям. Поэтому им следует тренировать свой сосудодвигательный центр, приучая его держать кровеносные сосуды в тонусе. В этом помогут утренняя зарядка, контрастный душ, ежедневные прогулки на свежем воздухе при любой погоде, полноценный сон. Утром перед выходом из дома необходимо позавтракать.

Если эпизоды кратковременной утраты сознания повторяются, необходимо обследовать ребёнка в условиях стационара для исключения заболеваний нервной системы и нарушения сердечного ритма.

Источник

Наконец-то в город пришло тепло, и уроки физкультуры стали проводить на улице, а не в душном спортзале. В детстве я всегда любила, когда занятия были на улице, учитель часто разрешала нам играть в подвижные игры на свежем воздухе.

Моей дочке-второклашке тоже нравятся уроки физ-ры на спортивной площадке возле школы. Там они играют в футбол, вышибалы. А также сдают необходимые нормативы.

Дочь с пяти лет ходит в спортивные кружки, для нее никогда не было проблемой пробежать 30-60-1000 метров на время. Да и другие нормативы она всегда сдавала хорошо.

Но в наше время не все дети имеют хорошую физическую подготовку. А учителя тем не менее не смотря ни на что требуют от учеников хороший результат.

Фото из общего доступа

Вчера дочка пришла со школы под впечатлением. Не успели мы выйти со школьного двора, как она рассказала мне, что на уроке физкультуре один ее одноклассник потерял сознание.

Это произошло после сдачи норматива «бег 30 метров». Дети сначала бегали тренировочные пробы, а потом уже сдавали бег на оценку.

Мальчик показал довольно хороший результат, но после бега долго не мог отдышаться, и учительница велела ему сесть на лавочку. Дочка говорит, он с трудом дошел до лавочки, ему помогли ребята, временно освобожденные от физкультуры из-за состояния здоровья. Но когда ребенок сел, его глаза закатились, и он повалился на бок.

Ребята поймали его и не на шутку перепугались. Стали звать учителя. Мальчик быстро пришел в себя, но оставался бледным и тяжело дышал.

Учительница отвела ученика в медпункт, а потом, по словам моей дочери, его забрали родители. Не знаю, обращались ли они к врачу или нет, спрошу сегодня у классного руководителя. Жалко мальчонку.

Потеря сознания ученика на уроке физкультуры — что это, переутомление ребенка? Сдача норматива, непосильного состоянию здоровья? Или же обморок — следствие голодания ребенка?

Многие дети перестали есть в школе, а физ-ра была четвертым уроком. Возможно мальчик в тот день вообще ничего не ел, и физическая нагрузка так подействовала на голодный детский организм?

Читайте также:  Козы от испуга падают в обморок видео

Здесь я не вижу неправильных действий учителя. Мальчик не жаловался на плохое самочувствие перед сдачей норматива. Я верю, если бы он сообщил учительнице, что ему не хорошо, она бы разрешила ему в этот день отсидеться на лавочке, и не стала бы заставлять через силу заниматься бегом.

Фото из общего доступа

Хотя в моей жизни был случай в старших классах, когда мне во время шестиминутного бега стало плохо. Я подошла к учителю и пожаловалась на плохое самочувствие. К слову, учитель был мужчина. Так вот он не поверил мне и отправил бегать дальше, еще и поругал вдобавок.

Я всегда была примерной ученицей, не стала перечить и пошла бегать дальше, от чего ноги стали ватными и в глазах стало темнеть. Но я все равно бежала, и даже желала упасть в обморок, чтобы доказать учителю, как он был не прав.

Глупо, конечно, но я тогда была подростком.

В тот день я не потеряла сознание, но была близка к этому. И горе-учитель все же смиловался и отправил меня в медпункт.

Сейчас я учу свою дочь, что она должна уметь отстаивать свои права. И если дочка плохо себя чувствует, то пусть сразу говорит об этом своему учителю. И даже, если учитель не поверит, дочь имеет полное право не выполнять указания, если это потенциально опасно для ее здоровья.

Источник

Содержание статьи:

  • Причины потери сознания у ребенка
    • Внешние факторы
    • Внутренние причины
  • Симптомы потери сознания у ребенка
  • Диагностика обморочных состояний
  • Первая помощь при обмороке
  • Памятка родителям

Потерять сознание может не только взрослый человек, но и ребенок любого возраста, однако, чаще всего это происходит с подростками в пубертатном периоде. Любой взрослый человек должен знать и понимать, как выявить причины обморока и как оказать первую помощь при потере сознания.

Причины потери сознания у ребенка

Первопричины, которые вызывают у ребенка обмороки делятся на внешние и внутренние.

Внешние факторы:

  • нарушение теплообмена (при повешении температуры воздуха нарушается теплообмен организма с внешней средой, головной мозг перегревается и «отключается». Когда баланс регулирования тепла между организмом и внешней средой восстановлен, ребенок приходит в себя);
  • снижение уровня кислорода в воздухе (мозг очень быстро реагирует на нехватку кислорода. Когда нервные клетки ощущают снижение уровня кислорода, то из–за этого прекращают выполнять свои функциональные обязанности);
  • повышенное количество оксидов углерода в воздухе (механизм аналогичен предыдущему: нервные клетки вследствие «голодания» перестают функционировать, несмотря на то, что получают достаточное количество кислорода. Это состояние схоже с подъемом на высокую гору);
  • несбалансированное питание (в результате неполноценного завтрака, длительных промежутков между едой или малого объема пищи в течение всего дня, в кровь поступает малое количество глюкозы, уровень сахара «падает» и мозг перестает правильно работать);
  • неправильный режим дня (дефицит сна ночью и физическая и/или умственная перегрузка днем вызывает недостаток отдыха мозга, поэтому некоторые структуры клеток начинают работать неправильно);
  • ребенок сильно плакал (малыш закатил истерику, во время которой может потерять сознание из – за несформированной до конца нервной системы);
  • сильный испуг, стресс (например, перед прививкой или каким – либо другим уколом. Мозг включает защитный механизм);
  • побочные эффекты от лекарственных препаратов, которые снижают артериальное давление (при неправильном применении лекарств, которые способны вызвать падение давления, чаще всего в случае передозировки).

Внутренние причины

  • анемия (снижение уровня гемоглобина в крови. Недостаток кислорода может спровоцировать сбой нормальной работы нервных клеток мозга);
  • новообразования мозга (опухоли, которые растут в мозге, со временем мешают передаче сигналов к органам и они возвращаются обратно к мозгу, перегружая его дополнительной работой);
  • нарушения работы сердечно – сосудистой системы (если кровь плохо перекачивается сердцем, то наступает кислородное голодание мозга. Это самая опасная причина обмороков, так как происходит остановка сердца, и потеря сознания характеризуется внезапностью, без предвестников.);
  • гормональные изменения (происходит нарушение уровня гормонов, что провоцирует эмоциональные всплески, в особенности у девочек, и вследствие перестройки организма мозг «выключается»);
  • расстройство вегетативной нервной системы (происходит чаще всего во время переходного возраста.);
  • чрезмерное употребление инсулина (вызывает внезапное падение уровня глюкозы в крови, голод мозговых клеток, что является одним из факторов возникновения внезапных обмороков с переходящим состоянием в кому);
  • остеохондроз шейного отдела позвоночника (под силой тяжести страдают сосуды, которые проходят через позвоночный столб, что затрудняет кровообращение и в мозгу возникает дефицит кислорода и энергии);
  • сотрясение мозга (нарушается работа функций головного мозга, вследствие чего некоторые его отделы перестают работать);
  • сильный кашель (вызывается сильным раздражением гортани или трахеи, как итог в легкие поступает мало кислорода, начинается кислородное голодание головного мозга и происходит потеря сознания);
  • чрезмерный смех (происходят изменения в организме аналогичные при кашле).
Читайте также:  Болит голова слабость обморок

Симптомы потери сознания у ребенка

Для обморока характерны три наиболее достоверных признака:

  1. бледная кожа;
  2. холодный пот;
  3. в редких случаях первые два симптома дополняются непроизвольным мочеиспусканием, кратковременными судорогами.

Симптомы, которые ребенок начинает ощущать перед потерей сознания (период предвестников):

  1. общая слабость;
  2. ощущаемая тахикардия;
  3. тошнота;
  4. головокружение;
  5. «потемнение» в глазах;
  6. потеря равновесия;
  7. шум в ушах;
  8. неприятные ощущения в области желудка или по всему животу по типу спазмов;
  9. закатывание глаз и расширение зрачков.

Далее происходит, непосредственно, сам обморок, затем период восстановления.

Диагностика обморочных состояний

Для начала ребенка должен осмотреть педиатр и невролог. Затем может потребоваться консультация узких специалистов, таких как кардиолог, эндокринолог, психиатр и т. д.

Провести диагностику для установления главной причины обмороков могут помочь лабораторные методы исследования:

  • общий анализ крови;
  • общий анализ мочи;
  • газовый состав крови;
  • определение уровня глюкозы в крови;
  • тест на определение толерантности к глюкозе;
  • биохимический анализ крови.

А также следующие обследования:

  • электрокардиограмма (ЭКГ);
  • электроэнцефалограмма (ЭЭГ);
  • реоэнцефалограмма (РЭГ);
  • эхоэнцефалограмма (Эхо-Эг);
  • ультразвуковая диагностика наружных черепных сосудов (УЗДГ).

Если подозревают сбои в работе сердечно-сосудистой системы, то врачи могут назначить:

  • ультразвуковое исследование сердца (УЗИ);
  • фонокардиография;
  • суточный мониторинг ЭКГ;
  • пробы с нагрузкой.

Если ставят под подозрение поражение мозга, назначают следующие обследования:

  • мультиспиральная компьютерная томография (МСКТ);
  • магнитно-резонансная томография головного мозга (МРТ);
  • магнитно-резонансная ангиография (МРА);
  • дуплексное сканирование;
  • рентгенография позвоночного столба.

При обмороках неясного происхождения – назначают пассивную ортостатическую пробу (Tilt – test), которая выявляет связь между обморочными состоянием с работой сердца и изменениями артериального давления.

Первая помощь при обмороке

Чтобы оказать первую помощь ребенку при потере сознания, крайне важно соблюдать четкий алгоритм действий.

  1. Если есть возможность, успеть подхватить ребенка до того, как он упадет, чтобы избежать травм при падении.
  2. Уложить его в горизонтальное положение (постоянно следить, чтобы не запал язык и не перекрыл дыхательные пути);
  3. Немного запрокинуть голову назад (можно подложить что – то свернутое из одежды под шею).
  4. Приподнять ноги на 30 – 60 градусов.
  5. Расстегнуть одежду (ослабить галстук, расстегнуть пуговицы или молнию) или снять, если одежда узкая и не расстегивается.
  6. Создать приток воздуха (открыть окно, дверь, включить вентилятор, обмахивать веером). Если ребенок потерял сознание в душном помещении, то нужно немедленно вынести его на воздух.

Если успеть оказать первую помощь при обмороке, можно избежать многих отрицательных последствий, и даже спасти жизнь ребенку.

Обычно, после обморока ребенок быстро приходит в сознание до приезда «Скорой медицинской помощи».

Но необходимо знать, если:

  • прошло 3 мин., а ребенок не пришел в себя;
  • замечен переизбыток слюны, четко видны рвотные позывы, рвота;
  • видно, что дыхание происходит с трудом.

Нужно придать ребенку положение «на боку», по возможности подстелить под подбородок и грудь полотенце, вызвать «скорую медицинскую помощь».

Если ребенок, потерявший сознание, быстро пришел в себя и кажется здоровым, все равно консультация специалиста необходима. До консультирования с врачом за ребенком нужно тщательное наблюдение.

Во время потери сознания не нужно делать:

  • очень громко говорить;
  • бить по щекам;
  • применять нашатырный спирт (он же аммиак) – от неприятного запаха, ребенок может резко запрокинуть голову назад и повредить шею или затылок;
  • трясти ребенка;
  • обливать лицо водой (достаточно обтереть влажной салфеткой).

Когда ребенок приходит в сознание, наступает период восстановления, который может длиться от нескольких минут до 1-2 ч. Весь период пострадавший должен находиться в горизонтальном  положении, не вставая и не садясь. Когда ребенок стал нормально себя чувствовать, нужно напоить его теплым сладким чаем.

Последствия потери сознания не долговремены, проявляются бледностью кожи, повышенным выделением пота, общей вялостью.

Обязательно нужно контролировать дыхание и пульс ребенка до приезда «скорой», если он долго не приходит в себя. В случае остановки дыхания и сердцебиения нужно незамедлительно начать реанимационные действия: непрямой массаж сердца и искусственное дыхание рот в рот, рот в нос (если в ротовой полости присутствует инородное тело), в рот и в нос (если возраст малыша не позволяет охватить губами его губы).

Массаж сердца ребенку делается пальцами в неполную силу, чтобы не травмировать грудную клетку. Ребенку до 1 года непрямой массаж сердца проводят указательным и средним пальцами либо большими пальцами с обхватом груди ладонями.

Реанимация проводится в пропорции 30:2 (2 вдоха: 30 нажатий на область сердца), если родитель один и 1:5 (1 вдох: 5 нажатий на область сердца), если родителю может кто – то помочь.

Первая помощь ребенку при потере сознания

Первая помощь ребенку при потере сознания

Что делать, если ребенок потерял сознание и у него пошла пена изо рта?

Как правило, так проявляется эпилептический припадок. Закатываются глаза, мышцы во время приступа сокращаются в судорогах, а челюсти плотно сжаты. Какую первую помощь можно оказать в данной ситуации:

  • если есть рядом кто – то, то попросить его вызвать «скорую медицинскую помощь»;
  • не пытаться удержать ребенка во время припадка;
  • не стараться разжать челюсти;
  • убрать все, обо что ребенок может травмироваться;
  • постараться подложить под голову что – то, смягчающее удары.
  • ждать приезда «скорой», которая окажет ребенку неотложную помощь.
Читайте также:  Обморок оказание первой помощи кратко

Памятка родителям

В первую очередь родителям следует научить ребенка тому, что при первых признаках обморока нужно сразу сесть или лечь, чтобы не упасть и не удариться во время падения.

Обучать ребенка и следить, чтобы соблюдались некоторые правила:

  • не вставать резко с постели, особенно после сна;
  • долго не стоять;
  • вовремя полноценно питаться (особенно завтракать);
  • не изнурять себя диетами – это относится к подросткам в переходном возрасте.

Самое главное – посетить специалистов, чтобы узнать причину, которая спровоцировала потерю сознания и строго соблюдать все рекомендации.

Если ребенок часто падает в обмороки, то нужно обеспечить его безопасность, не отпускать одного на улицу, знать основы оказания первой помощи и уметь применить их на деле. Нужно стараться оберегать ребенка от стрессовых ситуаций

Важно заняться укрепляющими организм процедурами. Закаливание, легкий спорт. Конечно, заниматься этим стоит под строгим контролем родителя. Вместе с ребенком делать зарядку, гулять в скверах и парках по утрам и вечерам. Пить витамины. Нормировать режим сна и дневного времени.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

У наших знакомых внучка упала в обморок на весенней линейке, посвященной Дню Победы. Провели обследование: сделали энцефалограмму, сдали анализы, проконсультировались с неврологом. Все нормально, патологии нет.

Другой случай произошел прямо у меня на глазах. На первосентябрьской линейке у моего внука, которая проходила на улице, лишился чувств мальчик. И не малыш, а ученик то ли пятого, то ли шестого класса. Мы видели, как отец тащил его в школу, и было ему очень тяжело. Даже издалека мы рассмотрели абсолютно зеленое лицо пацана. Немного ниже расскажу, что еще видела на другом школьном мероприятии, чтобы подтвердить свою версию происходящего.

Я не помню обмороков на линейках — ни когда я училась сама, ни когда в школу ходила моя дочь. Полезла в Интернет и обнаружила, что дети просто массово теряют сознание на школьных праздниках. То и дело фиксируются подобные случаи. Вот это да!

Ну хорошо, предположим, часть детей имеют проблемы со здоровьем. Но тогда это хоть как-то отражалось бы в сообщениях об инцидентах. Большая часть из потерявших сознание — нормальные дети, как наша соседка, без особых проблем со здоровьем.

Можно было бы предположить, что падения происходят на линейках, которые проводят в залах при плохой погоде. Да, от духоты и взрослому станет плохо, не то, что ребенку. В новостях сообщалось, что кое-где обмороки случались из-за нарушений в системах вентиляции. Однако многие эпизоды происходят на свежем воздухе, как было с мальчиком в нашей школе.

Мероприятия затягиваются сверх всякой меры? Есть такая привычка у организаторов школьных линеек. Впрочем, могу вам точно сказать, что в мою бытность школьницей линейки были еще зануднее и длиннее. И ничего, терпели как-то.

Что-то подсказывает мне, что дело тут в общей раздерганности нервной системы у детей. Не могут они справиться с психологической нагрузкой. Сначала наряжаются, собираются, строятся. Потом стоят без движения по часу, а то и дольше. Слушают выступающих, готовятся подарить цветы ветеранам, волнуются. И все это время находятся в гуще сверстников, в бурлящей, готовой взорваться радостными воплями толпе.

Если детская психика более-менее в норме, ребята справляются. Те, у кого из-за общей нагрузки или проблем в семье уже есть психологические проблемы, ломаются. Нервная система дает сбой, и вот вам, пожалуйста, обморок.

На эту мысль меня натолкнули два соображения. Во-первых, наша соседка — девочка довольно нервная, об этом частенько бабушка говорит. А во-вторых, я стала свидетельницей еще одного характерного эпизода. В начале сентября у нас проходила еще одна линейка — посвященная открытию мемориальной доски. Парень заканчивал эту школу и погиб в Афганистане. Я встречала внука и стояла в вестибюле, а мероприятие было организовано на площадке перед школой. И вдруг в самом разгаре линейки в фойе входит завуч и ведет с собой рыдающего пацана. Мне даже показалось, что это тот самый мальчик, который потерял сознание первого сентября, хотя ручаться не могу. Он расстроился из-за того, что говорил ветеран Афгана, приглашенный на линейку. И не смог с собой совладать — буквально впал в истерику. Для его психики такая обыденная в общем-то вещь, как школьная линейка, стала стрессом.

Это, конечно, лишь мои размышления. Выводы должны делать педагоги, врачи и психологи. Но проблема точно есть, и от нее нельзя отмахиваться.

Источник